Позиция - человеческая стойкость и определённость

Слово «позиция» в ту пору, когда сознательно входил в свою жизнь герой одноименного романа Василь Грек, больше ассоциировалось с окопом и дзотом, линией траншей и удобным для обстрела пулеметным гнездом.

Прошла Великая Война, все глуше сегодня ее эхо, а слово «позиция» не исчезает из нашего лексикона. Правда, сегодня у него другой оттенок — оттенок идейной и нравственной принадлежности, человеческой стойкости и определенности. И так же как в боевых условиях удерживать свою позицию трудно и опасно, так и в сегодняшней мирной жизни человеку, отстаивающему свою точку зрения, свой взгляд на жизнь, приходится непросто, он должен напрягать все свои умственные и нравственные силы, чтобы вместе с другими людьми утверждать наши идеалы.

Советской литературе не надо выдумывать героев, они рядом с нами. Жизненная правдивость образа Василя Федоровича Грека, убедительность его состоит в том, что он воплощает в себе черты многих настоящих людей нашего времени, умелых организаторов, умных руководителей, истинных коммунистов.

Есть одна старая история про председателя с серьезным стажем, что вел свой колхоз уверенно и властно по нелегким хозяйственным дорхам послевоенного времени. Во время телевизионной передачи за рубежом ему задали вопрос, как он относится к демократии Говорят, он обстоятельно объяснил, чем хороша последняя, как развивается она, а потом что-то вспомнил и, пол шив кулак на стол, неожиданно закончил: «В общем, демократия цэ хорошо. Но у себя в колхози я люблю порядок!»

Это представление о твердом порядке как единственной основе всякого хозяйствования и помогло выстоять, укрепиться в ту послевоенную пору некоторым неплохим колхозам. Там, где председатель был Личностью, там, где он проявлял свою Волю, были и неплохие, я бы сказал, тактические успехи. Результат был, но терялось и нечто существенное, что органично нашему образу жизни. А в свою очередь, там вырастали всякого рода культы, расцветали всякого рода волюнтаризмы. В этих случаях и не происходило слияния идеи с массами, они не овладевали ими и не становились материальной силой, как об этом говорил В. И. Ленин, а существовали сами по себе как заманчивый и недосягаемый идеал. И существовали массы колхозников со своими нуждами, со своими заботами.

Василь Федорович Грек — не из мягкотелых людей, он — Личность, он имеет свою Волю, свою Позиции. Позицию, но не Трон. Он мучительно и постоянно думает над тем, чтобы понять людей, соответствовать им, работать с ними, решать вместе с ними, хотя и не идти за человеческой ленью, консерватизмом, душевным безразличием, страстью к накопительству. «Для людей, но без людей — это, по его убеждению, совсем неправильно. — Только для людей — через людей. Потому что все эти утаивания, пусть и для их пользы, разрушают вечное, человеческое в душах, что потом не вернуть».

А это ох как нелегко! Как на первый взгляд увеличивает расстояния, удлиняет путь к решению задачи.